В Орловской области рождаемость продолжает падать. За 8 месяцев текущего года родилось всего 3002 младенца, что на 132 меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом 550 орловчанок приняли решение в пользу аборта не по медицинским показаниям.
Что стоит за этими цифрами? Почему женщина сознательно идёт на прерывание беременности? Когда ждать подъёма рождаемости? Об этом рассказала главный врач НКМЦ им. Круглой, главный внештатный специалист по репродуктивному здоровью областного Департамента здравоохранения Людмила Крылова.
Число абортов снижается
— Людмила Александровна, сегодня любая орловчанка, которая захотела сделать аборт, может пройти на данную процедуру? В каких медицинских учреждениях региона прерывают беременность?
— Да, у каждой женщины по закону есть такое право. Но во всех женских консультациях в Орле, а также при районных поликлиниках проводится большая работа, нацеленная на то, чтобы переубедить женщину совершить этот шаг.
Как только пациентка заявляет о своём желании прервать беременность, мы ищем причину. С ней обязательно беседует акушер-гинеколог, объясняющий, какими тяжёлыми последствиями может обернуться аборт. Подключается медицинский психолог. Эти встречи с пациенткой происходят не единожды.
Наши врачи тесно работают с орловской епархией, Социальным кластером, где есть социальные работники, юристы. Если беременная говорит, что нет работы, есть проблемы с жильём, неприятности в семье, подключается кризисный центр «Орловский», где такие женщины находят временный приют и поддержку.
На самом деле у нас идёт положительная динамика по абортам, которые были сделаны по желанию женщины (без учёта прерванных беременностей из-за выкидышей, пороков развития плода): их количество ежегодно понемногу снижается. Так, за 8 месяцев 2023 года их было 594, в текущем — 550.
Прерывание беременности осуществляется в рамках ОМС. В нашем регионе не проводятся аборты в частных центрах – только в бюджетных медицинских учреждениях, их — 10.
— И всё же на 550 орловчанок не повлияли беседы с врачом и психологами, они пошли на аборт. На Ваш взгляд, почему?
— Многие основной причиной называют материальные трудности. Но я считаю, это не принципиально. У нас сегодня идёт большая поддержка материнства и детства со стороны государства. Есть материнский капитал не только на второго и последующих детей, но и на первого ребёнка, различные социальные выплаты. Я нигде не читала и не слышала, чтобы беременных или матерей с маленькими детьми сегодня увольняли с работы…
На мой взгляд, проблема абортов намного глубже: у нас нет культа семьи, мы его утратили. На первом месте — работа, квартира, машина, одно образование, второе… Когда же, по мнению пар, наконец, наступает время задуматься о детях, возникают проблемы сначала с возникновением беременности, потом с её протеканием, а затем со здоровьем новорождённого и нередко самой матери.
Я появилась на свет у родителей, когда они учились на третьем курсе института. И ничего: получили высшее образование, сообща справились со всеми бытовыми и материальными трудностями. Потому что была настоящая семья, в который были поддержка, любовь, терпение.
На мой взгляд, можно было бы рассмотреть вопрос о поддержке именно молодых студенческих семей. Может, на базе института или техникума создавать детские группы, которые работали бы в субботу, чтобы мамы-студентки могли спокойно приводить своих детей и не волноваться за них. Может быть, стоит возобновить и работу круглосуточных детсадов.
Риски высоки
— Если вернуться к статистике абортов, не связываете ли её с плохой осведомлённостью женщин о методах контрацепции? Или Вы считаете, что орловчанки хорошо просвещены в этих вопросах?
— Скажу так: 50 на 50. Работать есть над чем.
Сейчас девочки рано достигают половой зрелости — в 10 –11 лет. И именно в этот период с ними нужно беседовать, объяснять, что преждевременная половая жизнь приводит к нежелательной беременности. Нужно говорить и о методах контрацепции. Здесь мамам девочек надо работать с детскими гинекологами, не стесняться задавать вопросы, которые кажутся неудобными.
— Может ли аборт повлечь бесплодие или онкологию?
— Риски бесплодия очень высоки. Существуют ранние и поздние осложнения после аборта. Бесплодие относится к поздним осложнениям.
Аборт — процедура агрессивная не только сама по себе, возникает серьёзный гормональный сбой. Организм, забеременев, начинает перестраиваться и рассчитывает на вынашивание плода, а в итоге — вдруг в этот сложный процесс вмешиваются и прерывают. Всё рушится.
Бывают и органические нарушения вследствие аборта, например, непроходимость маточных труб, синехии (спайки) в полости матки — это те факторы, которые препятствуют возникновению новой беременности.
Многие забывают и о психологическом факторе, а он тоже присутствует — идиопатическая форма бесплодия (отсутствие беременности без видимых причин). В результате женщина хочет забеременеть и родить, но не получается.
Что касается онкологии, то она тоже может относиться к поздним осложнениям, ведь при аборте нарушается слой эндометрия, идут нарушения в яичниках, а если был хирургический аборт, так это ещё и травма.
Кроме этого, аборт может повлечь за собой ранние кровотечения, перфорацию (разрыв стенки матки) — это чревато удалением органа.
Положительный баланс – три и более ребёнка в семье
— Людмила Александровна, кто сегодня основные роженицы Перинатального центра?
— Если говорить о том, кто сегодня рожает первого ребёнка, то это женщины в возрасте 31 – 32 лет. И что очень настораживает, данный возрастной период продолжает сдвигаться, подползая к 35 годам.
А после 35 лет чаще возникают неразвивающиеся беременности с генетическими поломками, осложнённые беременности на фоне соматической патологии, что нередко ведёт к преждевременным родам, задержке внутриутробного развития плода, аномалиям родовой деятельности. В результате рождаются недоношенные дети.
К слову, наш Перинатальный центр имеет хороший опыт в выхаживании глубоко недоношенных младенцев. Не так давно к нам приезжал главный неонатолог Минздрава России, ректор Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета Дмитрий Иванов, который высоко оценил работу центра в этом направлении. За истекший период текущего года в Перинатальном центре родились четыре малыша весом до 1000 г, 15 младенцев появились на свет весом от 1000 до 1500 граммов.
Вместе с тем, важно понимать: отсроченная беременность у сегодняшней молодёжи приведёт в дальнейшем к не совсем здоровому поколению.
Очень важно сейчас сдвинуть этот устоявшийся тренд. Пока же ситуация безрадостная: происходит вырождение нас, людей. Положительный баланс возникнет только тогда, когда супружеская пара родит трёх и более детей.
«Врачи всегда настаивают на сохранении беременности»
— В прошлом году 11 орловчанок сделали аборт в возрасте от 15 до 17 лет. Один случай прерывания беременности был в возрасте до 14 лет. Какая ситуация в этом году?
— За 8 месяцев текущего года не было ни одного случая прерывания беременности у девочек до 14 лет, от 15 до 17 лет — 6 случаев.
— Как врач, скажите, юная мама в 15 или в 17 лет — это хорошо или плохо?
— Если выбирать между абортом и родами, то однозначно — роды. Раз девушка в этом возрасте забеременела, значит, функционально она зрелая. Да, скорее всего, будет сложно, но лучше сохранить беременность и родить.
— В этом году депутат Орловского облсовета Владимир Филонов выступил с законодательной инициативой о запрете склонения к искусственному прерыванию беременности на территории региона. На одном из заседаний профильного комитета отмечалось, что нередко благодаря «доброжелательным» советам врачей или акушерок молодые женщины делают выбор не в пользу рождения ребёнка. Вам легко представить такую ситуацию?
— Я не знаю таких врачей или акушерок в нашем регионе. Но я знаю, насколько врачи переживают, когда происходит прерывание беременности у их пациентки не по её желанию, а вследствии выкидыша из-за пороков развития, которые несовместимы с жизнью плода. Это всегда для всех очень тяжело.
Врачи ВСЕГДА настаивают на сохранении беременности и её пролонгировании. Сейчас минимум медицинских показаний, по которым прерывается беременность. Даже рак не является 100% показателем для прерывания. Так, в прошлом году в Перинатальном центре наблюдались и успешно родоразрешились четыре орловчанки с онкодиагнозами. Но это нужно делать только в условиях нашего центра, поскольку мы проводим телемедицинские консультации с федеральными центрами. В настоящий момент очень много патологий, которые ведутся параллельно c беременностью.
Поэтому мне трудно представить, чтобы кто-то из врачей мог подобное посоветовать женщине. Каждый медик знает, что жизнь бесценна.
— Людмила Александровна, спасибо за беседу.
Автор: Екатерина Козлова
Фото: сетевое издание «Орелтаймс»